Логотип
|

45 лет реформ и открытости: трудный путь и достижения портового строительства в Китае

Российское китаеведение, № 3(8) , - Стр. 58 - 90

Статья посвящена исследованию внешнеторговых портов КНР, ставших за 45 лет после провозглашения курса реформ и открытости одной из основ китайского «экономического чуда» и фундаментом национальной мощи. Стратегия экономической открытости Китая способствовала существенному росту импорта и экспорта, что привело к быстрому росту портовой отрасли, ее инновационному развитию. В частности, совершенствование системы контейнерных портов обеспечило экономичность и надежность транспортных услуг для внешней торговли. В то же время прибрежные порты сыграли ключевую роль в осуществлении международных промышленных поставок и превращении национальных производственных баз в глобальные, а также содействовали формированию модели всесторонней открытости страны. Инфраструктура китайского водного транспорта стала за годы реформ самой масштабной в мире, а постоянное увеличение его пропускной способности сделало Китай страной с самым интенсивным морским сообщением. Такой уровень развития был следствием тщательного стратегического планирования, благодаря которому прибрежные порты трансформировались в центры глобального распределения ресурсов и стратегические точки опоры для продвижения инициативы «Пояса и пути», углубления интеграции в мировую экономическую систему. Развитие системы морских портов Китая как ключевого стыковочного звена сухопутного и морского маршрутов Шелкового пути приобретает все больший геоэкономический смысл. В статье формулируются причины и цели масштабной реорганизации портового хозяйства в Китае, предложена периодизация этого процесса, рассматривается динамика экономических показателей портовой и смежных отраслей КНР с 1978 г. до наших дней, а также современная портовая структура китайских внешнеторговых портов, представлены результаты анализа места современного Китая в мировой отрасли морских перевозок и его превращения в великую морскую державу.

PDF