Логотип
|

Традиционная драма (сицюй) провинций Шаньси и Шэньси в контексте народной религии: заключения на основе полевых наблюдений

Российское китаеведение, № 1 (2) , - Стр. 117 - 133

Статья затрагивает широкий круг вопросов, связанных с исполнением традиционной драмы (сицюй) в сельских районах современных провинций Шаньси и Шэньси, а именно: восстановление разрушенных храмов и возрождение религиозных мероприятий, роль драмы в системе ритуальной практики народной религии, система функционирования государственных и частных театральных трупп. Ценность исследования заключается, в частности, в том, что данные и выводы были получены автором в результате полевых наблюдений в КНР в 2007—2009 гг., которые включали наблюдение ряда храмовых праздников, интервью с людьми, участвующими в управлении храмами и организации оперных представлений. В статье дан анализ тесных исторических связей между исполнением традиционной драмы и правилами поклонения божествам из народного даосского пантеона (Царю Дракону, Владыке Чжэньу, бодхисатве Гуаньинь, Богу города и проч.), где драма играла роль самого главного подношения от верующих. Финансовые возможности и влиятельность храма стали факторами, определяющими возможности того или иного храма по найму более профессиональной государственной труппы для исполнения драмы во время храмовых праздников. На севере Шэньси таких влиятельных гораздо храмов в сравнении со сравнительно бедными областями западной Шаньси. Помимо музыкальной драмы, исполняемой для божеств, существует немало традиционных танцевально-песенных жанров (янгэ, эржэнь тай), которые очень популярны среди сельской публики и тоже являются частью храмовых праздников. В условиях ограниченной государственной поддержки храмовые мероприятия становятся важным источником дохода для трупп, исполняющих драмы в «больших жанрах» (цзиньцзюй, пиньцзюй, циньцян и проч.), при этом труппы, исполняющие в «малых жанрах», недопустимых для поднесения божествам, сталкиваются с угрозой закрытия, а малые жанры — под угрозой исчезновения.

PDF